?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Бодрствуй, иначе впадешь в леность и забвение... Памятуй, что ты должен выполнить миссию, которую Провидение назначило тебе. Когда наступит время, оно откроет тебе глаза и направит по нужному пути. Будь всегда к этому готов... Внимательно прислушивайся, и ты услышишь, когда прозвучит призыв!..»
Древние астрологи о Сатурне



Если мы будем рассматривать гравюру внимательно, то увидим, что по горизонтали она делится на три пояса, и каждый пояс представляет собой ступени Познания. Дюрер в этой гравюре определяет три уровня познания: нижний, средний и верхний. В нижнем ярусе лежат предметы ремесла. Всевозможные ремесленные инструменты и шар – идеально выточенный шар – признак очень высокого мастерства. Во времена Дюрера умение делать что-либо требовало очень высокого уровня знаний. И если человек мог делать такой шар, он мог переходить на следующий этап обучения. В основе всего лежало кропотливое изначальное техническое обучение. Ремесло они ставили подножием Искусству.


http://youtu.be/zZ8yYiC4has

На втором уровне познания мы видим разнообразные предметы, которые, казалось бы, не имеют никакой связи. Сидит младенец, ангел и читает книгу. А на чем сидит он? Он сидит на покрытом ковром жернове, которое делает великий помол. Растирание зерна означает вечное движение, великий перемол. По всей видимости, этот читающий мальчик с крылышками, это область не-ремесленного, это область над-ремесленного. Это область такого интеллектуального познания. Второй ряд можно назвать областью интеллектуального познания.


Дюрер "Меланхолия", 1514, резцовая гравюра на меди, 23,9×18,8 см, Штеделевский художественный институт

Любопытная деталь. У пояса фигуры справа, у платья был пристегнут кошелек. Мы видим на гравюре Меланхолия, что кошелек не пристегнут, он валяется у ног. Потому что деньги – адекватная оплата труда – может быть только за конкретно сделанный труд. Адекватная оплата полагается только на первом уровне познания, когда вы берете материал и изготавливаете из него предмет, вот он (предмет) имеет цену. А уж интеллектуальный труд – как его оплатить? Это совершенно иной уровень познания, он не имеет эквивалентной оплаты, он может вообще ее не иметь.

Но главное место в этом втором ряду занимает большой кристалл. Этот кристалл имеет образ того, что имеется целью любого алхимика. Это магический кристалл. Во времена Дюрера (в позднее средневековье) точно так же, как ремесленник – тот человек, который делал шар – высшая степень интеллектуализма и абсолютно ученым человеком был тот, кто знал (не обязательно умел доказывать) теорему арабского ученого Авиценны: «О сумме углов многоугольника, где ни один угол не равен другому». И этот кристалл, который показывает Дюрер во втором поясе познания, это и есть многоугольник, где ни один угол не равен другому. Это пластическое единственное выражение теоремы Ибн Сины. Дюрер не только знал эту теорему, но сделал не геометрию, а стереометрию – он ее воплотил как фигуру, которая оказалась магическим кристаллом. И он делает предположение, что этот кристалл существует в природе – его можно добыть (рядом лежит молоток геолога), что этот кристалл не алхимическим путем добывается, а естественным.

Третий пояс – это вообще что-то невероятное, потому что третий пояс начинается со второго. Башня с правой стороны гравюры уходит  вверх, она никогда не кончается, к ней приставлена лестница, которая тоже никогда не кончается, а на этой башне мы видим предметы. Песочные часы, магическая таблица Дюрера, где по вертикали или по горизонтали – в любом сочетании – мы получаем число 34. Мы видим колокол (глас Божий), древко от которого уходит за пределы гравюры (она в ничьих руках). Эта башня никогда не может быть построена, потому что она является символом непознаваемости в Познании, но указывает на то, что есть вещи, которые познать можно – это первый ряд. Есть вещи, которые нужно познать ученому человеку, а есть вещи, которые непознаваемы. Познание бесконечно, безгранично. И Познание включает в себя не только ремесленный и интеллектуальный уровни, но и уровень магический – у него висит магическая таблица и песочные часы (песочные часы – выражение образа Времени - у него в каждой гравюре).

Левая часть гравюры совсем другая, она изображает земной ландшафт, очень яркие лучи света звезды (существует легенда, что это вычисленная комета Галлея). Но главное – это летучая мышь как символ меланхолии. Меланхолия – душевная болезнь гениев. Многие знания приумножают скорбь. Чем больше мы знаем, тем глубже мы видим. А что видел этот Человек? Он не был душевнобольным, но он был душевнораненным черной меланхолией героем. Героем, который сидит справа. Все предметы, лежащие вокруг этого героя, есть проекция внутреннего мира Гения. У него необыкновенные крылья, необыкновенного размаха, как крылья ангела. А в руках он держит циркуль. Крылья всегда – это образ безграничности возможностей Познания, это не только твое воображение, но это еще инструмент Познания (полета, отрыва от земли, от быта, от мелочей, великая способность к обобщению, к панорамированию своих впечатлений). Ты программируешь безграничность своих возможностей, своего опыта. Нет, – говорит немецкий гений, - все должно быть уравновешено циркулем, должно быть доказано, вымерено, выверено, ограничено. Циркуль – это самоконтроль. А на голове у него цветущий терн, терновый цветущий венец. Вероятно, это автопортрет Дюрера в образе меланхоличного героя.
***
Еще одно интересное обсуждение.

Profile

цель
anirish
... ищи то, что искали они.

Latest Month

November 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner